В России почти нет законов об электронных сигаретах. В 2017-м приняли акцизы на одноразовые устройства и жидкости — в остальном по-прежнему пусто. Но идеи у законотворцев есть. ViVA la Cloud узнал, чего ждать любителям электронного пара в обозримом будущем.
Самый известный
Самый известный законопроект о вейпинге — № 1058051–6 «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина», внесенный в Госдуму 27-го апреля 2016-го. Его авторы — сенаторы Валерий Рязанский, Игорь Чернышев и депутаты Максим Шингаркин и Сергей Катасонов. В проекте:
- определяется понятие «электронной системы доставки никотина». Так называют устройство, производящее пар нагреванием «раствора» с глицерином, пропиленгликолем, ароматизаторами и (или) никотином;
- запрещается вейпинг в образовательных, медицинских, физкультурных и спортивных организациях и учреждениях культуры; на самолетах, всех видах городского и пригородного общественного транспорта (о междугороднем речи не идет), на детских площадках и рабочих местах;
- запрещается использование на упаковке ЭСДН «элементов, служащих для индивидуализации табачных изделий или аксессуаров». Нельзя писать, что ЭСДН — медицинские или лекарственные изделия, — или что они помогают бросить курить;
- запрещается продажа ЭСДН несовершеннолетним. Если у продавца есть сомнения в возрасте покупателя, первый вправе потребовать документ. Нельзя торговать ЭСДН через автоматы. Также запрещается «вовлечение детей в процесс использования ЭСДН»: покупать и передавать девайсы несовершеннолетним также нельзя; использование ЭСДН несовершеннолетними «не допускается» в целом.
Законопроект распространяется на все вейп-устройства. Наличие и содержание никотина в жидкости значения тоже не имеет.
Правовое управление Госдумы в отзыве на проект указало на некоторые ошибки законотворцев. Отмечено, что под определение жидкости для электронных сигарет в нынешней редакции попадают в том числе «кислородосодержащие баллоны для дыхания, лекарственные препараты для медицинского применения в форме аэрозолей».
На 26 мая 2017-го года законопроект ожидал рассмотрения в первом чтении.
Дополнительный к известному
Заседания Совета Федерации. Фото — council.gov.ru
Законопроект № 1058131–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» логически вытекает из предыдущего. Если первый вводит в нормативно-правовое поле абсолютно новое понятие ЭСДН, то данный как бы «подготавливает» к этому другие федеральные законы. Авторы — те же.
В проекте две части. Первая — поправки закону «О рекламе». Она не должна:
- утверждать, что ЭСДН способствует профессиональному, спортивному или личному успеху или улучшению самочувствия или настроения;
- указывать, что ЭСДН безопаснее или лучше курения или позволяет бросить курить;
- показывать ЭСДН в качестве медицинских или лекарственных средств;
- осуждать воздержание от использования ЭСДН;
- показывать процесс использования ЭСДН;
- обращаться к несовершеннолетним и (или) показывать их;
- демонстрироваться по телевизору, в предназначенных для несовершеннолетних печатных и других изданиях, а также на первой и последней полосах газет и страницах журналов. Запрещено монтировать рекламные щиты с ЭСДН. Рекламировать ЭСДН нельзя на всех видах общественного транспорта, в детских, образовательных, медицинских, культурных и спортивных учреждениях.
Вторая часть поправок посвящена Кодексу об административных нарушениях. Предлагается ввести две новых статьи:
- 6.34. Вовлечение несовершеннолетнего в использование ЭСДН (например, дать попользоваться) — административный штраф от тысячи до 2 000 рублей. То же самое, совершенное родителями или другими законными представителями — от 2 000 до 3 000. Продажа ЭСДН несовершеннолетнему: для физических лиц — штраф от 3 до 5 тысяч, для должностных — от 30 до 50 тысяч, для юрлиц — от 100 до 150 тысяч.
- 6.35. Нарушение запрета на парение в общественных местах — штраф от 500 до 1000 рублей. Вейпинг на детской площадке — от 2 до 3 тысяч.
Замечания к поправкам подготовило Правовое управление ГД. В заключении рекомендуют описать круг лиц, которые будут составлять и рассматривать протоколы по предлагаемым 6.34 и 6.35 статьям. Также чиновники предложили согласовать сроки вступления «основного» и «добавочного» законопроектов в силу.
На 26 мая 2017-го года законопроект ожидал рассмотрения в первом чтении.
От семерых единороссов
17-го декабря в Госдуму внесли поправки к 15-му «антитабачному» закону. Новацией предлагается расширить ограничения акта на некоторые новые сферы: в том числе «бестабачные изделия». Инициаторами проекта стали сразу семеро депутатов — притом все от «Единой России». Законопроектом ввводятся несколько новых понятий:
- Курение бестабачных курительных изделий «в целях вдыхания дыма или аэрозоля, возникающего от их тления или нагревания». Отдельно в проекте указано «потребление бестабачных курительных изделий». Таковым, в случае принятия, назовут «курение бестабачных курительных смесей, курительных камней и сиропов и их аналогов».
- Бестабачная курительная смесь. Это «изделие, представляющее собой безникотиновую курительную смесь, фруктовый курительный коктейль и их аналоги, изготовленное на основе натуральных пищевых волокон, содержащее ряд пищевых продуктов природного происхождения (мед, патока и др.), пропитываемые глицерином, а также консервантами и ароматизаторами».
- Курительный сироп. Это «вязкая маслянистая жидкость на основе глицерина, растительных экстрактов, растворителей и ароматизаторов».
- Окружающий дым от курения бестабачных курительных изделий. Это «дым или аэрозоль от бестабачных курительных изделий», и «содержащийся в атмосферном воздухе места», и «выдыхаемый лицом, осуществляющим курение бестабачных курительных изделий».
Осознавая, видимо, сложность формулировок, в пояснительной записке авторы изложили свои идеи простым языком, в том числе перечислив основные определения. Их проект затрагивает «электронные сигареты, кальяны, вейпы, электронные системы доставки никотина». «Законопроект распространяет ограничения на обращение, продажу, запрет на потребление несовершеннолетними гражданами, а также использование в общественных местах, продвижение на рынке бестабачных курительных изделий по аналогии с ограничениями и запретами, принятыми для табачных изделий», — говорится в записке.
Таким образом, «бестабачную курительную смесь» и «курительный» сироп, к примеру, запретят рекламировать. «Курением бестабачных курительных издений» станет нельзя заниматься вблизи метро и детских площадок. А от «окружающего дыма от курения бестабачных курительных изделий» горожан ограничат с помощью курилок. И так далее по аналогии. С перечнем запретов 15-го «антитабачного» ФЗ ознакомиться можно на «Википедии»
На 26 мая 2017-го профильный комитет одобрил проект и предложил рассмотреть его летом этого же года.
От Соведа Федерации
Валерий Рязанский и Лариса Тюрина на пресс-конференции о новой антитабачной концепции Минздрава. Фото — council.gov.ru
10-го марта члены Совета Федерации внесли в Госдуму очередной законопроект об ограничении вейпинга. Его авторы — сенаторы Эдуард Исаков, Валерий Рязанский и Лариса Тюрина: двое последних являлись соавторами «Об особенностях оборота», однако в тот же день со «старого» проекта фамилии сняли.
Законопроект выполнен в виде поправок в 15-й «антитабачный» закон и Кодекс об административных правонарушениях. В документе говорится и об электронных сигаретах, и о кальянах (на последних не станем заострять внимания). Предлагается ввести понятие «электронного курительного изделия» — это «электронное устройство, продуцирующее аэрозоль, пар или дым, в том числе путем нагревания жидкости, в целях их вдыхания» кроме официально зарегистрированных медицинских аппаратов.
Соответственно, все статьи 15-го ФЗ предлагается расширить на «электронные курительные изделия». В том числе:
- Ограничить места для парения. Среди прочего — близ вокзалов, станций метро, в лифтах и на лестничных клетках, на пляжах, детских площадках, автозаправках.
- Запретить продажу несовершеннолетним. Также запретить продажу вблизи школ, университетов и детсадов.
- Запретить рекламу, стимулирование продаж и спонсорства.
- За «вовлечение» в парение назначить штраф.
В пояснительной записке авторы скромничать не стали. Принятие проекта, считают они, «приведет к снижению как потребления табака, так и использования электронных курительных изделий и кальянов, что соответствует задачам государственной программы Российской Федерации „Развитие здравоохранения“». А если закон еще и грамотно реализуют, последствия, ни больше ни меньше, «будут выражаться в улучшении демографической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации».
От законопроекта «семерых единороссов» документ отличается двумя вещами. Во-первых, он уточняет статьи КоАП: если кого-то застукают за вейпингом на детской площадке, сказать, мол, «здесь только про „курение“ написано», не удастся. Во-вторых, новация «семерых единороссов» направлена, судя по тексту, скорее на «бестабачные» кальяны.
ViVA la Cloud подробно разбирал законопроект сам по себе.
На 26-е марта законопроект ожидал первого чтения.
Про вейпинг в парках
Первого декабря депутат Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов внёс в нижнюю палату парламента поправки к 15-му «антитабачному» ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». С точки зрения потребителя инициатива предполагает практически полное приравнивание вейпинга к курению. Чернышов предлагает:
- Запретить парение в «прогулочных зонах». Таковыми сочтут «облагороженые для пеших и (или) велопрогулок граждан» территории. За нарушение — штраф от 500 до 1000 рублей.
- Запретить продажу электронных сигарет несовершеннолетним. Штраф для магазина — от 100 до 150 тысяч рублей. Сомневающийся в возрасте продавец вправе попросить документ.
- Запретить вовлечение несовершеннолетних в вейпинг. Штраф — от одной до двух тысяч рублей. А если нарушители — законные представители несовершеннолетнего (в большинстве случаев — родители), — штраф увеличивается на тысячу рублей.
- Запретить несовершеннолетним парить. Штрафа не предусмотрено.
- Разработать для электронных сигарет техрегламенты. Конкретных шагов депутат не называет.
В тексте законопроекта встречаются слова «никатин» и «пропиленглюколь».
Правовое управление Госдумы законопроект Чернышова серьезно раскритиковало. Претензии возникли к определению «прогулочной зоны» — оно, согласно мнению юристов, «не может являться предметом» этого законопроекта, а относится скорее к «градостроительным» документам. Отдельные статьи, говорится в заключении, требуют «существенной доработки», некоторые вообще «следует исключить». В целом — «законопроект требует существенной переработки».
Правительство РФ также не подержало инициативу Чернышова. В отзыве на законопроект говорится — в нынешнем варианте трудно понять, что считать парком, а что нет. Кроме того, всякий запрет подразумевает изменения Административного кодекса (чтобы было понятно, кого и как штрафовать) — а у Чернышова этого нет.
По состоянию на 14-е марта 2017 законопроект ожидал первого чтения.
ViVA la Cloud освещал законодательную деятельность Чернышова в сфере вейпинга. Автор портала изучал биографию политика и присутствовал при разговоре депутата с игроками рынка,
Мосгордумский
Эту новацию произвела депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова. Название законопроекта — «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака». В нём:
- Определяются понятия «устройств, имитирующих курение табака», «электронных кальянов» и «испарительных смесей».
- Приводятся места, где запрещено парить: в культурных, молодежных, спортивных, образовательных, курортных, медицинских учреждениях. На любом общественном транспорте, поездах и самолетах. В лифтах, на лестничных пролетах, рабочих местах. А еще — «в помещениях, предназначенных для предоставления услуг торговли, в нестационарных торговых объектах». Фактически — в вейпшопах. Впрочем, собственник помещения может разбить специально оборудованную «парилку».
- Подразумевается «сокращение спроса» на вейпинг — «увеличение акцизов», «иные меры государственного воздействия на уровень цен».
- Предполагается регулирование и раскрытие состава «испарительных смесей», составление требований «к упаковке и маркировке» товаров.
- Запрещается «реклама и стимулирование продажи». Форматы рекламы не уточняются — как быть видеоблогерам, непонятно. Рекламу вейпинга фактически приравняют к табачной.
- Запрещается продажа вейп-продуктов несовершеннолетним. Запрещается вовлечение «путем покупки для них либо передачи им», с помощью «предложения, требования употребить указанные смеси».
Контролировать вышеперечисленное будут государственные органы. Им помогут «граждане и общественные объединения». За нарушения «устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность». В дальнейшем, надо полагать, последний пункт уточнят и расширят.
У юристов Мосгордумы к законопроекту «замечаний» не возникло. Зато профессионально связанные с рынком электронных сигарет правовики документ серьезно раскритиковали, заявив среди прочего, что предложенные «меры подкосят индустрию».
ViVA la Cloud достаточно подробно описывал текст законопроекта.
Документ Стебенковой еще в конце февраля рекомендовали отдать в Правительство РФ, чтобы те проверили, не вырастет ли вследствие принятия нагрузка на госбюджет. На 26-е мая этого отзыва так и не появилось.
UPD 14-го февраля 2017-го. Обновлены статусы упоминаемых законопроектов. Удалена инициатива Чернышова о техрегламентах: её вернули автору.
UPD 28-го февраля 2017-го. Добавлен законопроект от «Единой России».
UPD 14-го марта 2017-го. Обновлены статусы. Добавлен законопроект от Совета Федерации.
UPD 26-го мая 2017-го. Добавлен отзыв Правительства на законопроект Чернышова. Статусы других новаций обновлены.