ViVA la Cloud

8 неудобных вопросов к «вейп-биткоину» от Relakes

Белорусский производитель жидкостей Relakes вышел на ICO. Они придумали вейп-биткоин — валюту, привязанную к флакону с жидкостью. Так предприниматели намерены увеличить стоимость своей компании. ViVA la Cloud нашел 8 вопросов, ставящих под сомнение всё предприятие.

Изготовители жидкости Relakes выпустили «вейп-токены». Это своего рода валюта: один 30-миллилитровый флакон жидкости — 1 «токен». Сейчас их продают по 1 евро — а к 2020-му надеются удорожить до 3,3. Обо всём этом предприниматели рассказали на специальных сайте и видео. ViVA la Cloud изучил и то, и то — и нашел массу белых пятен.

Рынок растет?

«Рынок растет на 25% в год», — утверждают Relakes. Это неправда: российские игроки говорят о падении, притом существенном. «Вардекс» оценили спад в 32,5 процентов за год, Vape.ru без лишних слов решили закрыть половину собственных магазинов. Возможно, речь идет о белорусском рынке — тогда непонятно, почему видео на русском. Возможно, о рынке в целом — вопрос тот же.

Табачники разоряются?

«Каждый год табачные компании теряют миллиарды долларов [из-за вейпинга]», уверены Relakes. Это неправда: сигаретные предприятия традиционно занимают верхние места в списках самых больших иностранных компаний в России. Их выручка из года в год растет — по данным «Форбса», доход JTI в. 2016-м увеличился на 31 миллиард рублей, Philip Morris — на 35, а BAT — на 43. Суммарная выручка «табачников», таким образом, поднялась на 109 миллиардов рублей.

Почему столько ошибок?

На сайте, специально созданном под ICO, до 13-го октября (уже починили) красовалась ошибка — ться/-тся. В white paper — специальном документе, рассказывающем об ICO — всё еще зияет логическая дыра. Написано: купи вейп-коинов на 1 000 евро — получи подарки; купи на 10 000 — тоже получи, но с «доставкой товара за счет получателя». Очевидно, должно быть наоборот. Relakes хотят, чтобы им доверили деньги — а сами пропускают ошибки в святая-святых.

Кто такой их «бизнес-ангел»?

Relakes явно гордятся «ментором проекта» Виктором Подгайским. Директор компании Константин Костюченко в переписке с автором ViVA la Cloud даже отметил, что доверие «ментору» со стороны покупателей — важная составляющая ICO. «Он бы своим именем так не рисковал, обманывая людей», — добавил Костюченко.

Сама фигура Подгайского вызывает определенные сомнения. На сайте Relakes его называют управленцем «группой компаний с годовым оборотом более 100 000 000 долларов». В интернете, однако, об этом великом предпринимателе известно мало. О нем дважды писал белорусский Tut.by: в 2013-м и летом 2017-го. Последнее сообщение рассказывало о кредите в 5 миллионе евро, предоставленном компании Подгайского. Эта фирма занимается промышленной сантехникой — трубами, теплоизоляцией, — говорится на сайте конторы. На странице в фейсбуке Подгайский, в свою очередь, делится «остроумными еврейскими пословицами» и «мудрыми ответами монаха Симеона Афонского». Как человек очевидно «старой закалки» сможет заниматься хипстерской кибер-вейп-валютой, загадка.

Что с рекламой?

Если набрать «ICO» в «Гугле», первые 4 предложения окажутся контекстной рекламой. Судя по всему, это весьма действенный метод рекламы таких предприятий: именно её в первую очередь предлагают на «Биткоинтоке» и «Коссе». Но в поисковиках и соцсетях нельзя рекламировать вейпинг — это ViVA la Cloud выяснил еще в марте. Что в таких условиях намерены делать Relakes, неясно.

Откуда 100%?

Relakes говорят о минимум 96-процентной доходности кампании. На сайте есть выбиралка — предположим, читатель инвестирует сейчас — вот сколько он получит. Самый пессимистичный вариант — вынет деньги через год. При таком раскладе, согласно математике Relakes, его «выгода» составит «+196% дохода». Дают пример — 50 евро вложено, 98 получено. 48 евро прибыли, однако, — никакие не 196 процентов, а всего-навсего 96.

Будут ли расти?

Relakes предполагают, что будут расти как минимум до 2020 года. На вопрос ViVA la Cloud об источнике этих данных Костюченко ответил: «Я знаю, что моя команда это сделает!» К сожалению, это не аргумент — числа такого масштаба не берутся с потолка, их должны обеспечивать, скажем, аналитика предыдущих лет или ожидание взрывного роста рынка.

Сколько уже собрали?

Первый раунд ICO начался в 12:00 13-го октября. Эта заметка была опубликована минимум 8 часов спустя. Как отметил Костюченко в профильном вейп-коин-чате в Телеграме, собрали они к этому времени «вообще какую-то мелочь». В диалоге с автором ViVA la Cloud он оказался конкретизировать числа, сославшись на то, что «Гугл» запретил им рекламировать вейп-коин (см. вопрос «Что с рекламой»).

— Какое счастье, что этот текст закончился. Покажите что-нибудь веселое!

— Не вопрос вообще:

В Москве придумали коробку анти-Дурова. Так алкоголь, мясо и сигареты.

Вышел щика-а-арный трейлер 8 эпизода «Звездных войн».

Собрали 3 мобилы лучше Google Pixel 2.