ViVA la Cloud

Юристы раскритиковали законопроект Мосгордумы о вейпинге

Профессиональные юристы остались недовольны законопроектом депутата Мосгордумы Людмилы Стебенковой о вейпинге. Политик внесла инициативу о регламентировании электронных сигарет шестого февраля. В случае принятия документа, предупреждают юристы, рынок вейпинга «разорвётся».

Депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова. Фото — duma.mos.ru

Законопроект «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака» депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова внесла на рассмотрение шестого февраля 2017-го. ViVA la Cloud подробно описывал текст проекта. По просьбе редакции свои мнения об инициативе Стебенковой изложили профессиональные юристы.

Юрист сети вейп-магазинов «Бабилон» Александр Малахов:

Проектом федерального закона вводятся понятия «устройств, имитирующих курение табака, для потребления испарительных смесей», «электронных кальянов», «испарительных смесей для устройств, имитирующих курение табака». Регулированию подлежат все пароиспарительные девайсы и жидкости к ним, в том числе безникотиновые.

Законопроектом предполагается большой список ограничений и запретительных мер:

При буквальном толковании под запрет попадают не только готовые к «употреблению» платы и мехмоды, но и отдельные элементы: баки, дрипки, койлы и т. д., а также «безобидные» аккумуляторы, вата, зарядные устройства и даже чехлы.

Казалось бы, владельцы и пользователи вейпшопов вздохнут с облегчением, но не тут то было: специально выделенные места предполагаются «при оказании услуг по перевозкам пассажиров», «в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов», «в местах принудительного содержания и исправительных учреждениях». Согласно законопроекту, вейпшопы как они есть  с обязательной возможностью парения и дегустации  станут вне закона. Единственный путь продолжения их деятельности  превращение в аналог «табачной лавки».

Если с возможностью непредсказуемого повышения акцизов бороться бесполезно (в условиях дефицита бюджета государство будет все чаще пользоваться таким механизмом), то применение «иных мер государственного воздействия на уровень цен» заставляет содрогнуться. Автором законопроекта подразумевается, по аналогии с табаком, установление максимальных розничных цен продукции. Введение такой меры просто «разорвет» рынок вейпинга: установление единого потолка цен уничтожит либо сегмент премиальных дорогих жидкостей, либо бюджетных. В результате еще более расцветет предложение по «левым» самозамесам, а рынок еще больше уйдет в тень.

Предоставление такого права абсолютно недопустимо. Жидкости для электронных испарителей характеризуются уникальным составом и использованием различного состава пищевых ингредиентов, добавок и их соотношения. Раскрытие состава нарушает право на коммерческую и производственную тайны и сильно подрывает конкуренцию на рынке. Указание информации о товаре необходимо и обязательно, но возможность раскрытия коммерчески важных сведений о соотношениях, пропорциях, формулах жидкостей является чрезмерной.

Эти меры подкосят индустрию: ни рекламных акций, ни интернет-рекламы, ни «партнерок», ни розыгрышей; даже легальность ведения страниц в социальных сетях будет поставлена под вопрос. Маленькие вейпшопы и небольшие производители умрут сразу, большие  потеряют существенную часть рынка и прибылей. Индустрия остановит свое развитие. Если добавить сюда и следующий «паровозом» запрет дистанционных продаж (читай, интернет-магазинов), то картина для рынка представляется просто апокалиптической.

Настоящий законопроект госпожи Стебенковой является самой грозной опасностью рынка вейп-индустрии. Остается надеяться, что документ «зависнет», или будет отклонен и отправлен на доработку.

Руководитель юридического отдела компании «Вардекс» Андрей Голубев:

Законом вводится понятие «устройства, имитирующего курение табака, для потребления испарительных смесей». К такому типу предлагается отнести электронные системы доставки никотина (далее — ЭСДН). Ни у одного человека при виде пользователя ЭСДН не возникают мысли об имитации сигареты. Использование, принцип работы, сами ЭСДН не могут быть отнесены ни к имитации сигареты, ни к имитации курения.

В текущих дефинициях к соответствующим типам устройств могут быть отнесены ингаляторы, парогенераторы и бытового, и медицинского назначений. Запрет их использования необоснованно ограничит, в частности, права пациентов, которые нуждаются в периодическом применении ингаляторов в том числе в общественных местах.

Законопроектом формируется отрицательный образ потребителя ЭСДН. Разработчики законопроекта исходят из того, что ЭСДН оказывают вред и негативное воздействие на потребителя. Данный вывод не основан на научных исследованиях и противоречит зарубежному опыту использования ЭСДН.

Законопроектом предлагается ввести ряд мер, которые могут оказать негативное воздействие на коммерческую деятельность компаний. Это ограничение торговли и предотвращение незаконной торговли устройствами, имитирующими курение табака, и иные меры, направленные на сокращение спроса. В законопроекте не раскрывается, что будет подразумеваться под незаконной торговлей, какие конкретно меры на сокращение спроса будут осуществляться и так далее. При этом, во избежание противоречий в практике, они должны быть установлены в законе.

Установление чрезмерных запретов и ограничений приведет к сокращению рабочих мест, поступлений в бюджет и так далее. Рынок наводнит низкосортная продукция, производящаяся или импортируемая подпольно, в антисанитарных условиях, без соблюдения производственного контроля.

Законопроект не решает основных вопросов, которые нуждаются в регулировании.

Отзывы были незначительно отредактированы.