ViVA la Cloud

«Скрестите компьютер, никотин и конструктор Lego» — Что такое вейпинг сегодня?

Как мы все знаем, электронная сигарета была сделана в качестве альтернативы обычным. Это всегда был способ бросить курить, и как показало время — наиболее эффективный. Но сегодня ситуация меняется, и никогда не курящие прежде люди начинают пáрить.  Главный редактор ViVA la Cloud в своей большой колонке о том, куда движется вейпинг и что нас ждёт:

2003 год. Катастрофа спейс-шаттла Колумбия, война в Ираке, дело ЮКОСа. Китай запускает первый космический корабль, Валентина Матвиенко — губернатор Санкт-Петербурга, средний курс доллара за год — 31.25 рублей, евро — 34.68 рублей.

Европу ещё не настигли ограничения на табачные изделия и запреты курения в общественных местах. Лишь в Калифорнии и Нью-Йорке (городе) запрет на табакокурение в общественных местах вступил в силу. Большей части цивилизованного мира оставалось «свободно смолить» совсем немного лет. Дорогие бренды сигарет в России стоили в среднем 30 рублей, курили почти везде, а реклама табака была не запрещена.

Тем временем, где-то в Гонконге жил себе да поживал человек по имени Хон Лик. Его отец умер от рака лёгких, который получил, будучи заядлым курильщиком. Хон Лик был безумно опечален потерей близкого человека (ещё бы), но при этом сам оставался серьезным потребителем табачной продукции. В итоге, именно в 2003 он подал патент на свое изобретение, благодаря которому вы сейчас читаете этот текст — первую электронную сигарету. Впоследствие, уже в 2004 году новое, воистину революционное устройство вышло на рынок.

Если вы не путешествуете во времени или не находитесь в другой вселенной, то сейчас для вас, как и для меня, потихонечку заканчивается 2015 год. «Отец» электронного парения навряд ли мог предположить, насколько сильно мир курильщиков изменится спустя 12 лет.

Я сам бросил курить где-то полтора года назад — лучший друг подарил мне на день рождения «егошку». Причём я не могу сказать, что у меня присутствовало какое-либо желание отказаться от табачных изделий. Я спокойно курил, задыхался при подъёме по лестнице и беге, не чувствовал многих запахов, а пахло от меня не лучше, чем от навоза в скотном дворе.

На самом деле, «егошкой» то даже назвать нельзя было. То устройство называлось Cubica CC, а производителем был Kangertech — да-да, те самые ребята, благодаря которым многие в этом году перешли на пар с помощью мегапопулярного Kanger Subox Mini. Так вот. Резьба на ней была проприетарной и ужасной, как и скудный клиромайзер с испарителем на 2Ω и объёмом в 2 мл. Ни о какой «кастомизируемости» и речи не могло быть.

Примерно два-три месяца я мешал обычные сигареты и это, как мне казалось тогда, чудо техники. Потом в какой-то момент до меня дошло, что привычные табачные изделия не доставляют никакого удовольствия. Дыма мало, вкус ужасный, да ещё и жвачку жуешь постоянно после каждой сигареты, чтобы перебить аромат дерьма во рту — настолько мне было, как оказалось, противно после обычного ритуала курения. Так что в один прекрасный день я просто перестал покупать сигареты и понял, что «электронка» может удовлетворять мою потребность в никотине. Дальше я купил уже нормальную «егошку», ну и понеслось…

У каждого своя история перехода на пар: кто-то, как я, сделал это случайно, кто-то намеренно ради себя, детей, любимого человека или в силу попортившегося здоровья. Но нас всех объединяет одно — мы бросили курить. И сделали это с помощью устройства, генерирующего пар с ароматизаторами и никотином, чёрт подери! Долбаные пароварки изменили наши жизни! Расскажи о таком Колумбу — тот бы просто «выпал». Но кто уж точно бы «выпал» от того, что происходит сейчас, так это сам Хон Лик.

К осени прошлого года я настолько сильно стал вовлечён в вейпинг, что понял один довольно очевидный момент: электронные сигареты давно перестали быть просто электронными сигаретами. О них действительно можно было говорить часами с таким же разбирающимся в теме человеком, а подобных скоростей роста и обновления рынка хотя бы того же железа я попросту не встречал ни в одной технологичной сфере. А эта сфера уж сто процентов технологичная, вы сами это понимаете, я думаю.

И тут я понял, что на просторах рунета до сих пор нет качественного информационного портала на тему вейпинга… Ладно-ладно, всю эту историю вы уже слышали.

***

Хотя электронная сигарета и была придумана в Гонконге, само слово “Vaping”, сама, без зазрения совести сказать, культура парения образовалась именно в Америке. К этому привели вполне логичные факторы, о которых, я думаю, нет смысла особо разглагольствовать: бóльшие экономические свободы, бóльшие возможности, да и огромная поддержка малого бизнеса. Кстати, именно из-за последнего мы имеем на руках современные девайсы, способные выдувать кубометры пара. Это сейчас китайцы неспеша (по меркам рынка вейпинга) возвращают пальму первенства среди производителей железа — раньше всё было иначе.

И если в США мы с вами, дорогие читатели, не успели застать расцвет индустрии, то в России и на просторах стран СНГ сейчас активно распускается прекрасный цветок. Цветок, который ещё не собираются выкопать и отнести на помойку те, кто засадил поляну сорняками и получают с них огромную прибыль. Цветок, количество лепестков которого ещё не настолько огромно, чтобы их невозможно было бы посчитать. Цветок, который уже насаждает сорнякам и спасает пчёл, которым так не хватало раньше спасительного нектара…

Ладно, что-то я увлёкся, но метафору вы поняли, надеюсь. Так вот единственной проблемой и одновременно преимуществом нашей с вами ситуации является наблюдение. Мы можем видеть, куда движется этот бесспорно очень важный культурно-социально-технологический феномен на постсоветском пространстве.

И за прошедший год я заметил одну большую штуку: кто-то её будет расценивать как проблему, а кто-то как нейтральную ситуацию, которая должна была случиться.

Вопреки изначальному замыслу Хон Лика, люди начали увлекаться электронными сигаретами или, если уж говорить более точно и современно —вейпингом, просто так. Эти люди не курят сигареты в тот промежуток времени, когда решают потратить n-ую сумму денег на свой первый сетап. Это не является для них решением проблемы табакокурения: они с этой проблемой не имеют ничего общего и, скорее всего, вообще никогда с ней не сталкивались.

Но почему это происходит? Я не буду углубляться в причины табакокурения, начала пути начал любого курильщика и так далее — давайте лучше поговорим о привлекательности вейпинга.

Как можно было бы описать парение в трёх словах? Рассказывая людям о том, чем я занимаюсь, я примерно говорю следующее: «Скрестите компьютер, никотин и конструктор Lego. Приправьте это соусом из технологий, комплексности и добавьте щепотку нового и неизведанного». Последние два слова приводят нас к логичному выводу, что больше всего интереса к вейпингу проявляет молодёжь.

Кто бы что ни говорил, как бы не спорил, но поколение постарше по большей своей части скептически относится к чему-то ещё ранее не исследованному, непонятному и странному. Многие люди до сих пор не привыкли к нам — выпускающим облака (маленькие или большие) какого-то вкусного «дыма» на улицах. И это я говорю как житель столицы России, в которой открылся уже не один десяток вейпшопов.

Те же, кто помладше, имеют более расширенный и энтузиастический взгляд на мир, несмотря даже на ту общественно-политическую ситуацию, которую мы имеем сейчас в России. И теперь подумайте о компьютере, технологиях и «Лего». Думаю, тоже понятно, какой возрастной категории граждан это более доступно и интересно.

А ещё, как вы сами, наверное, могли заметить, «средний размер облака» сильно увеличился за последнее время — большинство вейперов перешли на сабомные баки, способные производить не самое маленькое количество пара. И это безумно привлекает молодых, не говоря уже о соревнованиях по клаудчейсингу. Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.

«Блин, я прочитал столько текста, уф, что в итоге-то?» — спросите Вы. А в итоге то, что мы, вейперы, имеем парочку существенных проблем на данный момент: нарастающую конфронтацию между теми, кто считает вейпинг исключительно средством для бросания табачных изделий, а также дилемму с парением среди несовершеннолетних. И это действительно наши общие проблемы, поскольку от их разрешения зависит будущее вейпинга в целом.

Да, под словом «молодёжь» я конечно же имел в виду ещё и тех, кому нет 18 лет. Решение тут вполне себе очевидное — ограничение продажи электронных сигарет и любых компонентов на законодательном уровне. Но, я думаю, не для кого ни секрет, как у нас составляются, пишутся, а затем выпускаются законопроекты. Поэтому вдобавок можно ожидать абсолютно чего угодно.

Отчасти, именно поэтому и родилась идея создания всероссийской ассоциации, которую вы уже, наверное, знаете под названием РАПИРА. Я очень надеюсь, что это хоть как-то, но улучшит положение наших дел. Потому что всегда лучше пытаться адекватно регулировать что-то самому, нежели ждать, пока придут власти и сделают это за вас да в сто раз жестче и хуже — опыт наших заокеанских коллег это наглядно показывает. Плюс, даже если парение без никотина абсолютно безвредно, распространение вейпинга среди несовершеннолетних формирует негативный образ парения в целом, что и может очень быстро подтолкнуть власть на реализацию совсем уж жестких законопроектов.

Тем не менее, окей, допустим, что мы как-то регулируем продажу продуктов вейпинга несовершеннолетним. Но абсолютно и тотально это контролировать попросту невозможно. И тут мы плавно перемещаемся к первой проблеме.

С одной стороны, действительно лучше, если человек (в данном случае не важно, совершеннолетний или нет) парит, а не курит сигареты, забивая свой организм вредными канцерогенами. С другой стороны, конечно же лучше вообще ничего не вдыхать «лишнего», ведь мы и так живем в городах с плохой экологией и всё такое.

Но ведь есть алкоголь! Он тоже приносит удовольствие, как и никотин в паре, и ровно так же вредит здоровью (конечно же, парить менее вредно, чем пить, но это все история для долгосрочных исследований и отдельной статьи -прим.ред.). И он, пускай с ограничениями, узаконен. Пьют многие. И для алкоголя так же установлен минимальный возраст потребления законодательно.

Поэтому, как мне кажется, наиболее логичным было бы сравнивать вейпинг с кальяном. В последнее время многие люди предпочитают проводить время в кальянных, хотя сигареты они при этом не употребляют. Но тут играет огромную роль сам ритуал, да и, к тому же, кальян в карман не положишь и не покуришь почти где угодно, в отличие от вейп-девайса… Но и вреда от этого «ритуала» в классическом исполнении (с табаком) гораздо больше, чем от парения. Соотвественно, если следовать дальше по логической цепочке, избегая некоторых краеугольных моментов, можно сказать, что вейпинг — хорошая замена кальяна как средства для релаксации и общения даже среди тех, кто не употребляет сигареты.

И да, есть же ещё безникотиновые жидкости! Что же тут может быть вредного на данный момент для тех, кто начал парить, но при этом до этого не употреблял никотин ни в какой форме? Да, мы ещё не имеем долгосрочных исследований на эту тему, но тем не менее.

В конце концов, когда-нибудь курящих людей на нашей планете не останется. И кто тогда будет говорить, что «Электронная сигарета — исключительно средство бросить курить»?

***

TL;DR: На мой взгляд, наше общее светлое вейперское будущее в контексте вышеописанных проблем выглядит следующим образом. Товары для вейпинга максимально возможными способами контролируются в плане продажи несовершеннолетним. Те, кому уже исполнилось 18 лет, в праве решать, что им делать, как жить и что выбирать — по крайней мере, так говорится в законодательстве. Поэтому они, соотвественно, сами решают, добавлять ли в свой рацион городского современного человека вкусненький пар, как с никотином, так и без.

Мы все с вами живем в удивительное время. И занимаемся действительно удивительным делом. В каком-то смысле, мы даже спасаем жизни. Но надо всегда помнить, что какой-либо образ мы формируем сами. Поэтому относитесь соответственно к школьникам-клаудчейсерам и соблюдайте негласный этикет вейпинга. И тогда всё будет хорошо.

Напоминаем, что всё написанное выше — исключительно субъективное личное мнение. Поэтому ваша точка зрения может как отличаться от авторской, так и быть диаметрально противоположной. И это нормально.