Двое российских предпринимателей уже заработали на спиннерах 500 000 рублей. Продажи начались в апреле на выставке электронных сигарет — сейчас они реализовали как минимум 3 000 штук. ViVA la Cloud разобрался, как устроено производство отечественных модных игрушек.
В марте 2017-го 28-летний Евгений Бычков решил делать спиннеры. Прототип собрал дома — дерево вырезал лобзиком, подшипники взял у сломавшейся шлифмашины. Образец он показал Александру Прощалыгину — они сошлись на теме вейпинга: и Бычков, и Прощалыгин занимались жидкостями для электронных сигарет.
Спиннер — fidget toy или fidget spinner по-английски — игрушка для рук. Спиннер выглядит как подшипник, запрессованный в форму. Играющий держится пальцами за внутреннюю часть подшипника, раскручивая внешнюю.
Прощалыгин не сразу понял перспективы проекта. Бычков объяснил — спиннеры весьма популярны на Западе — тренд неминуемо докатится до России — нужно успеть на него заскочить. Прощалыгин согласился — инвестиции, по его словам, составили «несколько тысяч долларов».
На эти деньги в Орле, родном городе Бычкова, сняли 120-метровое помещение. «Это одноэтажный частный дом, переоборудованный под мастерскую», — говорит Бычков. Аренда стоила 20 000 рублей. Еще купили станки: китайский лазерный ЧПУ за 280 тысяч рублей, немецкий фрезеровочный, российские шлифмашины. На производстве, по словам Бычкова, заняты «четыре с половиной человека» — мастер по покраске работает на полставки. Он получает 7 тысяч рублей. Остальные четверо — 15.
Предприятие назвали Zero Gravity. Сейчас доступны 5 моделей: одна — с двумя лепестками, три — с тремя, одна — с пятью. Их делают из пластика, фанеры или экзотических пород. «Но это только под заказ», — предупреждает Прощалыгин. Пластик закупают в Москве, фанеру — в Орле, Курске и Брянске — стоит она 2 500 рублей за 1,5 квадратных метра.
Фанерный спинер, по словам Бычкова, получается так. 8-миллилитровый лист шлифуют до 7 миллиметров, чтобы тот получился «бархатным», и пилят на лазерном станке. Спиннеры располагают на листе так, чтобы их вмещалось как можно больше, а отрезков было как можно меньше. Затем спиннеры дважды покрывают морилкой. Наконец, лакируют, запрессовывают подшипники и шарики по краям. Для пластмассы процесс почти такой же — только режут её на фрезере. «Если делать это лазером, пластик может выделять хлор. Тот взаимодействует с воздухом — получаются микрокапли соляной кислоты», — объясняет Бычков.
Презентовали продукт 21-го апреля на «Вейп шоу» — выставке электронных сигарет. Бычков торговал сам. «Продал около 1000. Еще штук 100 украли», — вспоминает он. Средняя цена спиннера на выставке, по словам Прощалыгина, составляла 500 рублей.
Оптовая цена спиннера — 160–200 рублей — она разнится от модели к модели. Сейчас их распространяют через чат игроков рынка электронных сигарет в «телеграме» — «Элиту вейп-индустрии». «Есть заказы из Челябинска, Москвы. Кто-то для своих шопов закупается», — говорит Прощалыгин. Предприниматели рекомендуют ставить спиннеры на полки при цене от 450 до 550 рублей.
Сколько спиннеров бизнесмены продали с момента запуска, неясно. Бычков говорит о 10 000 штук, Прощалыгин — о 3 000. При этом, по словам последнего, Бычков «пишет всем кому не лень, предлагает эти спиннеры». Оба, впрочем, соглашаются — инвестиции отбились.
Насчет дальнейшей судьбы проекта предприниматели также не пришли к консенсусу. Прощалыгин на будущее смотрит пессимистично. «[На спиннеры] спроса большого нет. Это даже бизнесом назвать довольно-таки тяжело. Это даже, наверное, не бизнес», — считает он. Бычков же строит грандиозные планы: ускорить производство, повысить качество, освоить другие материалы. «Времени нет: все закрутилось как спиннер, — объясняет он. И добавляет. — Все-таки наш технологический процесс — до сих пор говно».
Ранее ViVA la Cloud рассказывал, что производство спиннеров наладила компания Asmodus.
Также издание писало, как зарабатывают российские производители электронных сигарет.