ViVA la Cloud

Yoga Vape: как производить жидкость на Алтае, возить её в Москву — и экономить

Компания Yoga Vape вышла на рынок жидкостей для электронных сигарет в 2017 году. В их линейке десять вкусов. Компания производит 300 000 единиц товара в месяц. ViVA la Cloud выяснил у представителей бренда, как сделать из завода биологически активных добавок производство жидкостей, перевезти продукт по транссибирской магистрали и при этом сэкономить на оплате труда.

Само производство расположилось в Алтайском крае. Ранее этот завод выпускал растительные экстракты, из которых делали биологически активные добавки. «Помещение должно быть отдельным и обособленным, в удаленности от любых других производств. Необходимы пункты приема сырья с карантинной зоной, помещения для в чистой одежды, карантинный шлюз», — перечисляет требования учредитель Yoga Vape Рубен Гусов.

Производство жидкости отличается от БАДов — заводу понадобилась определённая модернизация. Во-первых, построили лабораторию. Та выдает паспорта на каждую партию продукта — чтобы обладать таким правом, производители раз в три месяца сдают в государственный «Центр гигиены и эпидемиологии» воду и отчитываются о состоянии рабочих мест и «стирке спецодежды». Во-вторых, говорит Гусов, цех и склады адаптировали «под специфику производства жидкостей». Всего на модернизацию потратили три миллиона рублей. Теперь завод делает 300 тысяч флаконов жидкости в месяц.

Yoga Vape производит 40 позиций товара — 10 вкусов жидкостей крепостями 0, 1.5, 3 и 6 мг/мл. Отбором занималась фокус-группа числом свыше сотни человек. Они раз в месяц тестировали — и тестируют (Yoga Vape не намерена останавливаться на одной линейке) — миксы, отбирая удавшиеся. Всё это заняло более полугода; свою роль сыграло и оформление: производитель хотел ассоциироваться с Сибирью.

Каждый вкус нужно отдельно смешать, разлить, и этикетировать. Первый этап происходит в среде инертных газов — азота, аргона, гелия, ксенона или криптона — каких конкретно, Гусов не уточняет. Специальный аппарат — диспергатор — размешивает жидкость 10 минут при температуре ниже 37 градусов: под большим давлением он ускоряет жидкость, а потом «разрубает» её заточенными валами. Так производители могут быть уверены, что продукт однороден; эта технология «взята из пищевой промышленности», добавляет Гусов.

За производством следит специалист по «фармацевтической химии» и «нормативно-правовых вопросов в сфере оборота наркотических и психотропных веществ». Под его руководством находятся еще трое сотрудников: в том числе «начальник производства облепихового масла» в другой компании. Двое остальных — флейвористы. «Один из них — бывший чайный сомелье», — добавляет коммерческий директор компании Денис Хлебников. Собеседники не раскрывают заработных плат, однако по данным Госстата, средний доход на Алтае — 21 тысяча рублей. Это почти на треть меньше, чем в среднем по России — 30 500 рублей.

Сэкономленные на зарплатах деньги компания тратит в том числе на логистику. Оптовый склад располагается в Москве, в 3700 километрах от производства. С завода флаконы едут в фурах: за несколько месяцев работы «бой продукции» происходил, по данным Хлебникова, всего несколько раз. Гусов связывает это с «качественной упаковкой».

Такая схема, казалось бы, существенно увеличивает себестоимость продукции. «Наши модели бизнес-процессов были перенесены из другого стабильного бизнеса с 15-летней историей — производства промышленных порошковых красок», — объясняет Гусов.