Премирование непарящих и наркотики через пар. Что предлагают в новом законопроекте о вейпинге

10-го марта в Госдуму внесли очередной законопроект о вейпинге. В нем предлагается приравнять электронные сигареты к обычным. По просьбе ViVA la Cloud документ подробно разобрал юрист сети вейп-шопов «Бабилон» Александр Малахов.

IMG_20170316_202425

Авторы законопроекта — члены Совета Федерации Эдуард Исаков, Валерий Рязанский и Лариса Тюрина. Двое последних являлись соавторами» законопроекта «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина», но после регистрации «собственного» законопроекта «сняли» свои фамилии с документа. При подготовке законопроекта авторы постарались «подвести» вейпинг под табакокурение и внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях — одно без второго выглядит нерабочим и неправильным.

В законопроекте вводится определение «электронного курительного изделия». Это «электронное устройство, продуцирующее аэрозоль, пар или дым, в том числе путем нагревания жидкости, в целях их вдыхания (за исключением медицинских изделий …)». Такая формулировка создает коллизию с уже существующим в Налоговом кодексе РФ определением «электронных систем доставки никотина». (Там ЭСДН признаны «одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем» кроме медицинских изделий — прим. ред.).

В зависимости от статьи антитабачного закона, выражение «табачный дым и последствия потребления табака» заменяется на «… и использования электронных курительных изделий» или «… и использования электронных курительных изделий и кальянов» — их определение тоже дано в проекте. Интересно заметить «хаотичное» добавление «кальянов»: в ряде статей — например, о «формировании у детей отрицательного отношения к потреблению…» кальян, в отличие от «электронных курительных изделий» — они не указываются в качестве объекта регулирования. Никаких тайных смыслов это не несет. Всё можно списать на недостаточные уровни законотворчества и юридической техники при написании проекта.

В законопроекте предлагается разрешить «индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам» «с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака и использования электронных курительных изделий работниками». Это интересная новелла, давно и широко обсуждаемая в антитабачном контексте. Работодателю дадут право применять «меры стимулирующего характера»: они могут быть как положительные — дополнительное премирование «некурящих» и «непарящих», — так и отрицательные.

Согласно законопроекту, дополнительно к «продаже» запрещается и «вовлечение детей в процесс потребления … путем покупки для них либо передачи им … изделий, предложения и требования употребить … изделия … любым способом». Это чуть ли не единственное правильное и грамотное предложение авторов законопроекта. В теории, под угрозой ответственности серьезно сократятся покупки «через взрослого друга», а равно механизмы альтернативной продажи продукции детям со стороны недобросовестных участников рынка.

Предлагается ввести ответственность за потребление в неположенном месте как табака, так и «электронных курительных изделий». Помимо сказанного, предлагается дополнить статью таким примечанием: «Употребление наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров с использованием электронных курительных изделий или кальянов подлежит ответственности». Действительно, факт потребления наркотиков является административным нарушением (не путать с оборотом — это уголовное преступление). Введение такого примечания — чистой воды популизм: норма не несет никаких юридической и смысловой нагрузок и направлена на поддержание негативного образа из серии «понакурятся своих вейпов…».

Авторы законопроекта предлагают распространить «табачные» запреты в области рекламы и стимулирования продаж на «электронные курительные изделия». Как отмечалось ранее, введение таких запретов — чуть ли не самое страшное ограничение, которое серьезно подкосит развивающуюся индустрию.

В Государственную думу снова внесен сырой законопроект, создающий явные коллизии еще до непосредственного рассмотрения. Однако необходимо понимать, что количество законопроектов о регулировании электронного парения неминуемо приведет к качественному результату — регулирование рано или поздно будет введено. Остается надеяться, что совместная работа всех игроков рынка поможет «достучаться» до власти и принять во внимание доводы профессионалов. Ведь если введение регулирования, очевидно, неизбежно, необходимо проводить правильную политику по защите интересов как вейперов, так и профессиональных участников рынка.

Автор — юрист сети вейп-шопов «Бабилон» Александр Малахов.

ViVA la Cloud разбирал все остальные законопроекты о вейпинге в России.

Опечатка — Ctrl + Enter16 марта 2017, 20:30

Комменты

Stelz Vogel

почему вносят столько законопроектов? они там хайп ловят что ли?

Mikhail Galitch

"Остается надеяться, что совместная работа всех игроков рынка поможет «достучаться» до власти" - бесполезно. У всех игроков этого рынка никогда не будет столько денег, сколько у одной British American Tobacco.

Форма коммента


Мы получили ваше сообщение о опечатке. Спасибо!

AAA