Вейпинг по-русски. Сколько зарабатывают производители электронных сигарет

В России полтора миллиона вейперов. Если каждый купит отечественную электронную сигарету, бюджет страны пополнится минимум на 765 миллионов рублей. ViVA la Cloud узнал, как устроен бизнес ведущих российских изготовителей устройств для парения.

Детали «Кайфунов». Фото — Сергей Новиков

Детали «Кайфунов». Фото — Сергей Новиков

Сергей Новиков, создатель «Кайфуна»

В конце 2011-го года я придумал первый российский обслуживаемый бак. Он назывался «Кайфун-2» (тогда Новиков уже торговал необслуживаемым баком — здесь и далее в скобках примечания ViVA la Cloud) — сделал для него интернет-магазин, поставил цену в четыре тысячи рублей за комплект. Первая партия — 250 штук — разлетелась секунд за 40.

Баки для электронных сигарет бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. В последние пользователь вынужден устанавливать готовые испарители. Для «обслуги» можно купить отдельно проволоку и вату — это в несколько раз дешевле.

Одна из версий «Кайфуна»

Одна из версий «Кайфуна»

«Кайфуны» как падали со станка, так и приезжали — железки в пакетиках. Их надо было открыть, отмыть, собрать. Я для этого домой купил посудомоечную машину маленькую. Насыпáл контейнер — с женой ночами сидели, всё это собирали.

В феврале 2012-го, чтобы к интернет-магазину подключить оплату картами, организовалось ООО «СвоёМесто». Народ стал заказывать — причем не только из России. Тогда в стране не работал PayPal: иностранцы боялись покупать банковским переводом. На меня вышел наш бывший соотечественник из Германии, написал: «Здесь собираю предзаказы, ты отправляешь, я раздаю, деньги получаю — тебе перевожу». Я согласился — из очередной партии, наверное, чуть ли не треть туда ушла — штук 50 или 70.

За январь – апрель 2012-го года, писал «Форбс», Новиков продал более 500 электронных сигарет с 30-процентной маржой. Инвестиции в «СвоёМесто», согласно материалу, составили «около миллиона рублей».

Новиков на производстве SMtec GmbH. Фото — Сергей Новиков

Новиков на производстве SMtec GmbH. Фото — Сергей Новиков

«Кайфун» был латунным, что иностранцам не нравилось: они где-то вычитали — там есть примесь свинца. Нужно было делать из нержавейки — но в России не было таких производств: это дольше и дороже, чем работать с мягкими металлами. И тут на немецком форуме появился человек, который выложил фотки «Кайфуна» из нержавеющей стали: «Я выточил». Он работал на металлообрабатывающем производстве и мог пользоваться станком по выходным. Сделали с ним версию под нержавейку. Это был «Кайфун-3». Заодно конструктив улучшили: стенки тоньше, резьбы аккуратнее.

Фото — Сергей Новиков

Фото — Сергей Новиков

«Кайфун» из нержавейки продался со свистом. Народ хотел, чтобы бак был именно в европейских точках, в Германии. Нужно было делать немецкую фирму и работать из-под неё. Я прилетел в Германию — 30-го августа 2012-го мы создали SMtec GmbH. Название расшифровывается как System Metal Technik: чтобы и ассоциация со «Своим местом» была, и на электронных сигаретах не завязываться.

В конце разговора уточняю — занялась ли в итоге GmbH чем-то сторонним. «Не вейперским? — переспрашивает Новиков. — Нет. И по вейпингу работы выше крыши — нам хватает, станок загружен».

95 процентов изделий мы продавали в Европу. Когда грянул кризис, доля продаж в Россию была меньше двух процентов. Первые полтора года из GmbH не вывели ни цента: я с семьей жили на прибыль российской ООО.

Мы продали несколько десятков тысяч «Кайфунов». Точнее не скажу: все-таки это коммерческая тайна.

Лазерная гравировка «Кайфунов». Фото — Сергей Новиков

Лазерная гравировка «Кайфунов». Фото — Сергей Новиков

В начале 2014-го Новиков передал российскую компанию «товарищу» — «он помогал, еще когда всё начиналось». Сам разработчик сосредоточился на создании новых продуктов в немецкой фирме.

Константин Раимов, директор по развитию ООО «СвоёМесто»

Сейчас российское ООО производит жидкости и продает железо — в том числе производимое SMtec GmbH в Германии. У нас три розничных магазина под брендом VPL. В компании работает около тридцати человек. 90 процентов прибыли дают жидкости, остальное — железо. Не стану раскрывать, сколько зарабатывает фирма. Мне хватило на хороший автомобиль, его содержание и приличный костюм. Работа компании «СвоёМесто» обеспечивает и сотрудников, и руководство — и на хлеб с маслом хватает.

Андрей Кириенко, директор «Русского механика»

Летом 2014-го в вейпшопе на Большой Конюшенной я познакомился с мастером по ремонту электронных сигарет. Он сказал, что может сделать механический мод, но нужны инвестиции.

Механические моды представляют собой простые железные трубы. Чаще всего, с одной стороны у них откручивающаяся — чтобы вставлять аккумулятор — кнопка, с другой — резьба для бака или дрипки.

«Русский механик» в разборе. Слева-направо: кнопка, пин (маленькая деталь), аккумулятор (сиреневый), «тело», дрипка

«Русский механик» в разборе. Слева-направо: кнопка, пин (маленькая деталь), аккумулятор (сиреневый), «тело», дрипка

До получения первой перекрывающей расходы прибыли мы с партнером по бизнесу вложили где-то полмиллиона рублей личных средств. Всё было подсчитано: себестоимость металла, покраски, упаковки, нормо-часов — сколько изделий человек выпускает за час. Деньги отбились, но не так быстро, как хотелось.

Всё было подсчитано

Делать единичные образцы несложно. Ты стоишь рядом со станком — на глазах из латунного прутка появляется образец. Но изменив хоть какой-нибудь внутренний диаметр, мы должны были сделать новый резец для станка. Из-за этого предпроизводственные моды стоили 5 000 рублей за штуку.

В конце 2014-го мы утвердили конструктив и создали необходимые резцы. Токарь подключил остальных сотрудников, которые и сделали первые 200 штук. Самостоятельно перевезли их на покраску, потом гравировали. По другому проекту был офис, где всё почистили, собрали, провели отбраковку.

Андрей Кириенко. Фото с личной страницы вконтакте

Андрей Кириенко. Фото с личной страницы ВКонтакте

Часть модов разошлась среди команды. Только половина, наверное, поступила в продажу. Хорошая часть из этой сотни продалась благодаря «колхозу» — у человека, который его устраивал, был приоритет в продаже.

«Колхоз» — особая форма покупки электронных сигарет. Желающие отмечаются в табличке, вносят предоплату — руководитель «колхоза» выкупает товар по оптовой цене и рассылает покупателям. Даже со стоимостью доставки «колхоз» получается дешевле заказа из Китая, не говоря уже о российской рознице.

Очень много модов разъехалось по разным городам через интернет-магазины. С ними работали на предоплате. Мы создали несколько юрлиц: если покупателю было удобно работать за нал — продавали через дружественный магазин, с НДС — предоставляли компанию с НДС, на упрощенке — давали фирму на упрощенке.

Фото — Андрей Кириенко

Фото — Андрей Кириенко

В «Русском механике» работают 16 человек: восьмеро на производстве, еще столько же в продажах и продвижении. Недавно мы объединились с петербуржским производителем жидкостей — реализуем два продукта. В розницу почти не торгуем: гораздо интереснее продавать изделия оптом, чем содержать отдельный штат.

Всего мы продали в районе трех тысяч «Русских механиков». В сентябре [2016-го] — 330–340 штук. Это нормальный показатель. «Русский механик» дает небольшую прибыль — это не убыточный, но и не феноменально денежный проект. Не буду говорить точно, но наша накрутка — менее 50 процентов.

Максим Бржевский, создатель «Старплаты»

Под конец 2013-го я сделал первую версию «Старплаты». Она была больше, чем я хотел, и на 20 ватт. Следующая — условно, полуторная — на 30 ватт. А [модель] 2.0, вышедшую в свет на 40 ваттах, потом «разогнал» до 50-ти. Сейчас вышло третье поколение на 75 ватт. Это единственная российская плата для электронных сигарет.

Электронная сигарета в виде трубки на базе «Старплаты». Фото — фейсбук-страница «Старплаты»

Электронная сигарета в виде трубки на базе «Старплаты». Фото — фейсбук-страница «Старплаты»

Платы защищают пользователя от коротких замыканий и позволяют регулировать мощность тока. Базовая зависимость — чем больше ватт, тем больше пара. С развитием индустрии маломощные устройства уступили место монструозным девайсам на сотни ватт. Скажем, в 2015-м году одним из самых популярных девайсов был VTC Mini на 75 ватт. В 2016-м — в два с половиной раза более мощный RX200.

В разработку я постепенно вкладывал свою зарплату программиста — всего 300–500 тысяч рублей. Они ушли на доделки, переделки, новые закупки и истраченное время. На первую производственную партию пришлось занять — и отдать с 30% сверху.

Фото — starplat.ru и ecigtalk.ru

Фото — starplat.ru и ecigtalk.ru

Часть компонентов производится в Штатах, остальное — Китай. Текстолит с дорожками делается в Питере. Пины для сборки, процессор, резистор, экран — компоненты приходят разобранными, просто в пакетах. Уже на нашем производстве всё вручную собирается — как сигары на Кубе. Когда компоненты на руках, спокойно 100 штук в неделю выпускаем.

Платы собираются как сигары на Кубе

Где-то 60% плат идут на экспорт — преимущественно в Канаду и Малайзию. Остальные остаются в России — из них половина реализуется в Питере. На складе платы не валяются почти никогда. Делаются — сразу забирают. Сейчас есть превышение спроса над предложением.

Максим Бржевский. Фото — Максим Бржевский

Максим Бржевский. Фото — Максим Бржевский

Себестоимость платы недалека от оптовой цены: туда включены гарантия, переделки из-за бракованных компонентов, варьирующаяся их цена. Никаких 50 процентов накрутки нет. «Старплата» приносит достаточно, чтобы не уходить в минус и купить себе немного сигарет. Это не какие-то там баснословные прибыли. Но производство дает работу пяти людям.

Василий Слесаренко, разработчик Subnoto12

Всё началось весной 2015-го. Тогда началось второе дыхание темы вейпинга. Всё развивалось дикими темпами. Я пошел на Митинский радиорынок, купил компоненты и собрал мод — рабочую лошадку, с которой ничего не может приключиться. За десять тысяч рублей арендовал стенд на «Русском вейпе» (проводимая раз в полгода профильная выставка). Все подходили, радовались. Я убедился — заинтересованность есть.

Василий Слесаренко

Василий Слесаренко

Первые несколько партий делал сам в гараже, на даче. 30 модов мог собрать за месяц. В начальную раскачку вложил в районе 80-ти тысяч рублей — месячную зарплату.

Технологически «Сабното» — тоже механический мод. В нём нет платы — отсутствует любая защита. Однако девайсы в форме, отличной от трубы, принято называть боксмодами: от английского box — коробка.

img_9170

Сейчас есть небольшое производство в Волгограде. Это мой родной город; там было легко всё организовать за разумные деньги. Летом 2016-го я нанял трех человек, обучил их и посадил в помещение. Они могут собирать порядка 100 коробок в месяц.

«Сабното» почти весь делается из иностранных компонентов. Коробка, салазки для аккумуляторов — Штаты, Коннектор — Китай; но я очень долго выходил на производителя. Те же самые корпуса могут сделать в России, но за три тысячи рублей. Могут и четыре, и пять попросить. Сейчас ищу, где это сделать со вменяемыми качеством и ценами.

Почти вся себестоимость «Сабното» — в долларах и евро. Я начинал, когда курс [доллара] был в районе 40. Со скачками помогает бороться то, что объемы увеличились. Заказываю не один-два корпуса, а сразу 500. Получается, сейчас я не сильно выигрываю от тогдашних цен.

_mg_0865

«Сабното» стоит порядка 70–80 тысяч рублей в месяц. Заработок идет обратно в закупки, оборудование, на производство и рекламу. Мы пока не вышли на окупаемость — я вкладываю, но через пару месяцев надеюсь перестать. Хоть какие-то деньги «Сабното» начнет зарабатывать в ближайшие три-четыре года.

Я продал 300 с чем-то модов. За сентябрь только с сайта реализовал порядка 40 с чем-то модов. Процентов 80 ушли в регионы; штук восемь — в Москву.

До Нового года нужно разработать модель с регулятором мощности. Она будет немного дороже: дополнительные элементы стоят денег. Несколько вариантов уже отрисованы. Вообще, хотел бы менять модели минимум раз в год.

Пока мы говорим, Слесаренко крутит в руках прототип обновленного устройства. Никак не закрепленный, «черновой» регулятор мощности болтается под крышкой. Фотографировать модель в разборе собеседник запрещает.

Прототип новой модели «Сабното»

Прототип новой модели «Сабното»

Константин Половников, сооснователь Moscow Vape Custom Shop

Шестого декабря 2015-го года мы первыми в СНГ показали вейп-станцию. Тогда мы уже продавали бокс-моды: люди нас знали. Первые две [вейп-станции] в столицу заказали. Третья была в Беларусь — дальше уже поехали в Тулу, Казахстан. Сейчас наши станции стоят в вейп-барах и магазинах от Чукотки до Москвы.

Вейп-станции, в отличие от обыкновенных, аккумуляторных электронных сигарет, работают от сети. У них есть основной блок, к которому подключаются несколько «клиентских» шнуров (каналов). Пользоваться вейп-станцией могут несколько человек одновременно — притом мощность настраивается для каждого канала отдельно.

Вейп-станция. Фото — MVCS

Вейп-станция. Фото — MVCS

Оборудование, ремонт — всё куплено на личные деньги людей, помогавшим нам развиваться. Мы были стартапом — в нас вложились. Вот фрезерный станок с ЧПУ (мастерская MVCS расположена в промзоне на конечной станции серой ветки метро — фактически в Подмосковье) — 290, что ли, тысяч. Человек просто подарил. Итоговые суммы [инвестиций] составили, думаю, от 750 тысяч до миллиона рублей. Многое оборудование потом продали: были станки, которые сначала купили — думали, пригодятся, — оказалось, нет.

Половников в мастерской MVCS

Половников в мастерской MVCS

Мы сделали около 70-ти вейп-станций. Их берут оптом: пять, семь, десять штук. Покупают в бары, чтобы сдавать в аренду. Минимальная цена — 27 тысяч рублей. Себестоимость с запчастями и работой — примерно 20 тысяч рублей. Блок питания стоит 3–5 тысяч. Корпуса, провода, японские платы тоже стоят денег. Килограмм покрасочного порошка — от 300 до тысячи рублей.

Сейчас в команде шестеро человек. Кто-то занимается административными делами, кто-то — маркетингом, финансовой сферой. Я и еще один мастер всё собираем. По зарплате фиксированной ставки нет. Все сидят на проценте от продаж. Но эти проценты — они разные.

Мастерская MVCS

Мастерская MVCS

Мы прекрасно себя чувствуем. Денег хватает, чтобы покрыть все расходы, — и на хлеб с маслом ещё остаётся. Просто так мы бы здесь не сидели.

Константин Дроздовский, маркетолог Amerpoint

В начале 2014-го года мы выпустили «Колибри» — мод с платой и сменными «стаканами» на три разных аккумулятора. За два года было продано около 4 000 штук. В месяц реализуем 300–350 различных девайсов (в ассортименте компании присутствуют баки и дрипки). При этом львиная доля уходит на экспорт в Европу и Азию.

Слева-направо: «Колибри» на аккумуляторы 18350, 18500, 18650. Фото —amerpoint.com

Слева-направо: «Колибри» под аккумуляторы формата 18350, 18500, 18650. Фото —amerpoint.com

Мы производим и продаем стабильное количество продуктов. Резких взлётов и спадов спроса не происходит из-за выбранного сегмента — специализируемся на тугой «сигаретной» затяжке. На рынок продуктов для «навала» не лезем и не планируем.

Продажи электронных сигарет будут расти следующие несколько лет, утверждается в проведенном в мае 2016-го исследовании Ernst & Young. Аналитики предполагают 30-процентное увеличение объемов продаж в 2017-м, 20-и — в 2018-м. В дальнейшем рынок продолжит расти с меньшей скоростью.

Опечатка — Ctrl + Enter30 ноября 2016, 21:31

Комменты

Василий

Артем Пантелеев, а что ты сейчас скажешь? в 21 уходящем году? Падают продажи? ))))

3dшник

Классная статья. Например есть финальная 3d модель уникального RTA бака. Что с этим дальше делать? Кто это всё вытачивает и как? Как сделать опытный образец? Подскажите люди!

Артем Пантелеев

только продажи падают.ваши прогнозы фуфло хуже гидрометцентра.

Стас

Крутая статься посоны!

Форма коммента


Мы получили ваше сообщение о опечатке. Спасибо!

AAA