Эксперт ВОЗ: «Я позитивно отношусь к электронным сигаретам»

В 2011 году В. Д. Менделеевич заявил, что позитивно относится к электронным сигаретам. Автор высказывания является российский психиатром, психотерапевтом, наркологом, клиническим психологом, заведующим кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, директором Института исследований проблем психического здоровья и экспертом Всемирной организации здравоохранения. За четыре года его мнение касательно электронных сигарет не изменилось, и в 2015 году Владимир Давыдович выпустил статью в научном журнале «Вестник клинической медицины», в рамках которой рассмотрел электронные сигареты как один из методов терапии.

photo_2016-10-26_16-42-27

В работе автор решил проанализировать различные исследования, которые существуют в базе научных журналов, и на этой основе составить мнение об электронных сигаретах. С самого начала Менделевич приводит исследование, согласно которому в мире наблюдается тенденция к росту спроса электронных сигарет. 70% пользователей ЭСДН раньше являлись активными курильщиками и приобрели этот продукт с целью завязать с пагубной привычкой. Также 57% опрошенных заявили, что одной из причин была высокая стоимость табака (стоит заметить, что на западе затраты на курение выше).

Многие медицинские организации против использования электронных сигарет в лечении. Основные опасения связанны с потенциальными рисками от присутствия в паре вредных веществ. Правда, некоторые исследования и комментарии представителей научного сообщества указывают на то, что количество токсинов и других «вредных веществ» в электронных сигаретах в десятки и сотни раз меньше, чем в обычных.

В связи с этим возникает вопрос о стратегии их применения. ВОЗ заявлял, что «курильщики получат максимальную пользу для здоровья только в том случае, если полностью прекратят потреблять как табак, так и никотин». Организация считает, что электронные сигареты могут лишь помочь «переключиться курильщикам с сигарет на ЭСДН». Таким образом, Менделеевич В.Д. приходит к выводу о том, что, по мнению ВОЗ, сокращение или даже полное прекращение курение табака с заменой его электронными сигаретами является несущественным и неоправданным результатом.

Именно в этом и заключается парадокс. Такое мнение присутствует наряду с двумя стратегиями терапии в современной наркологии — «нулевой толерантности» и «снижения вреда». При этом рекомендуется применять первую стратегию к пациентам с низкой зависимостью, а вторую — с сильной, фактически давая им хоть какую-то пользу. Такие подходы признаны тем же ВОЗ и мировым наркологическим сообществом, а также применяются на протяжении 50 лет.

В последнее время эти методы адаптируют под лечение алкогольной зависимости. Так, в рамках стратегии снижения вреда, оцениваются разные критерии: снижение потребления алкоголя, снижение количества дней тяжелого пьянства и так далее. Именно поэтому ряд представителей научного сообщества, которых упоминает в своей статье Менделеевич В.Д., высказываются о том, что эти подходы необходимо адаптировать и под лечение табачной зависимости.

В связи с этим возникает вопрос об эффективности разных методик. Метаанализ 83 исследований показал, что лечение табачной зависимости с помощью препаратов более эффективно в случае совмещения разных методик (некоторые из которых может применять только врач). Показатель полного отказа от никотина составляет 13.8-33.2% (полугодовая ремиссия).

Автор произвел и метаанализ исследований об электронных сигаретах на базе системы PubMed, в которой есть уже сотни работ, посвященных этой тематике. В статье Владимир Давыдович рассматривает наиболее яркие из них.

Итогом анализа стал следующий вывод: несмотря на то, что показатель полного отказа ниже, чем при применении традиционных методик (7.3-19%), по параметру снижения вреда эффективность электронных сигарет достигала 50%.

Оценка эффективности электронных сигарет напрямую зависит от того, какой стратегии придерживается исследователь — полного отказа или снижения вреда. Во втором случае используются критерии снижения последствий от курения.

Менделеевич подчеркивает, что позиция ВОЗ о том, что «лучше вообще не курить» — довольно банальна и очевидна. Однако не все пациенты идеальны — врачам приходится работать с реальными людьми, которые не хотят бросать курить, в то время как вред обычных сигарет всем известен.

Почему при лечении алкоголизма и наркомании врачи готовы помочь пациентам хотя бы снизить вред, а курильщикам — нет? Почему таким людям дают выбор между либо полным отказом от курения, либо смертью, при том, что по степени зависимости табакокурение уступает лишь кокаину и героину?

Источник: Польза и вред электронных сигарет сквозь призму разных терапевтических методологий

Советуем почитать:

Опечатка — Ctrl + Enter26 октября 2016, 17:50

Комменты

Никита Стрелков

думаю, что неактуальность связанно с длительностью исследований при стремительно меняющимся рынке, за год (условно), что занимают исследования, рынок может измениться довольно значительно, а ведь исследования могут длиться и дольше

Yarsy

Радует, что в нашей стране есть люди, готовые исследовать данный вопрос. Но пока ученые в своих исследованиях не станут сотрудничать с "профессиональными" вейперами, толку от большинства исследований будет мало - исследователи не раз доказывали свою некомпетентность и неактуальность в плане вейпинга.

Форма коммента


Мы получили ваше сообщение о опечатке. Спасибо!

AAA